Инклюзивное профессиональное образование

 обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья  в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий

В 2008 году колледж принял участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование». Программа была поддержана на республиканском и федеральном уровнях и получила грант. Как и в большинстве учебных заведений в колледже  процесс обучения инвалидов осуществляется на основе реализации инклюзивного  подхода.

Основные направления реализации инклюзивного образования в колледже:

  • Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования.
  • Создание безбарьерной среды.
  • Организация социально-медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  •  Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Профориентационная работа с абитуриентами из числа инвалидов, а также с их родителями.
  •  Организация образовательного процесса со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
  • Определение индивидуального образовательного маршрута и составление адаптированных образовательных программ в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации.
  • Профессиональная квалификация преподавателей

В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы», инновационной образовательной программы создаются условия для обучения в колледже лиц с ограниченными возможностями здоровья. Непрерывно ведется деятельность по обеспечению безбарьерной среды образовательного пространства.

С целью создания условий в учебных корпусах и общежитии для маломобильных групп населения проделана  работа по следующим направлениям:

- установка пандусов и поручней;

- расширение дверных проемов;

-ремонт в санитарно-гигиенических комнатах (душевых и санузлах);

— обустройство парковки для личного автотранспорта;

- создание пожаробезопасных зон и эвакуационных выходов;

- установка  для слабовидящих и незрячих тактильной предупреждающей информации.

В начале обучения  в психолого-медико-педагогическим консилиумом определяется образовательный маршрут каждого студента-инвалида. На основании их диагностических  данных, в соответствии с образовательными потребностями студента и исходя из реальных возможностей колледжа предоставляются  специальные условия.

Студентам, имеющим ограничения в передвижении, предоставлена возможность дистанционного обучения с применением электронных образовательных ресурсов.

Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии в учебных фирмах Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья.

Сегодня мы все радуемся успехам российских паралимпийцев. Они доказывают, что сила характера и специальные условия для занятий позволяют достичь высоких результатов. В нашем колледже во внеурочное время в зависимости от возможностей здоровья студенты активно занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью и различными видами спорта: пауэрлифтинг, стрельба из лука, настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, шахматы, плавание. Колледж признан центром паралимпийского движения.

В колледже активно развернули деятельность студенты-волонтеры, социальные кураторы, которые прошли подготовку в   Федеральном   агентстве по делам молодежи по программе: «Молодежь, нуждающаяся в особой заботе государства». Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и Министерство образования Республики Башкортостан ведут совместный проект «Школа волонтера».

Студенты-волонтеры являются активными участниками  социально-образовательных проектов, в том числе в рамках сотрудничества с городской общественной организацией матерей, воспитывающих детей-инвалидов, «Материнское сердце». Традиционными стали благотворительные акции «Подарок маме своими руками», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дармарка», праздники «Хорошее настроение», фотосессия семей, воспитывающих детей-инвалидов, ко Дню защиты детей, занятия керамикой с детьми-инвалидами и  фитнесом для их мам,  экскурсии на конноспортивную школу «Тулпар» в Мелеузе, встречи с представителями духовенства, лагерь-сплав «Силы внутри нас». В июне 2016 года прошел  Первый городской фестиваль творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Таланты без границ». Открыта Академия летнего отдыха «Умные каникулы» для учащихся школ, в которой  также реализуются принципы инклюзивного подхода. В совместной деятельности  младшие школьники и подростки осваивали азы киноискусства, керамики, ткачества, робототехники, английского языка, вождения скутера.

Одна из  основных  составляющих  социализации  людей    с  инвалидностью  и  ограниченными  возможностями  здоровья является  обеспечение  в  дальнейшем  их  трудовой  занятостью.  Проблемы, опыт и перспективы  организации образования обучающихся с инвалидностью, социальной адаптации  и  содействия трудовой занятости  обсуждались в ходе следующих мероприятий:

  • Круглый стол «О реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования» в рамках совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования (г. Уфа, октябрь, 2013 г.);
  • Межрегиональный кадровый форум «Управление человеческим капиталом: стратегия перемен» (г. Уфа, 2014 г.,);
  • Образовательный  форум XV специализированная выставка «Образование. Наука. Карьера» Межрегиональный семинар «Вопросы развития профессионального образования в субъектах Российской Федерации» (г. Уфа, 2015 г.);
  • Республиканское совещание работников образования (г. Нефтекамск, 2015 г.)
  • Круглый стол «Организация непрерывного профессионального образования, занятости и трудоустройства людей с инвалидностью  в Республике Башкортостан» (Салават, Чемпионат по профессиональному мастерству людей с инвалидностью Абилимпикс в Республике Башкортостан 2015 года)

За время реализации инновационной образовательной программы имеются положительные примеры трудоустройства наших выпускников: они работают тренерами, учителями, воспитателями, системными администраторами,  операторами ЭВМ, продолжают обучение в высших профессиональных организациях. Во взаимодействии с работодателями решаются вопросы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья  на квотируемые рабочие места.

 Но не все инвалиды могут безболезненно интегрироваться в трудовую деятельность, где работодатель требует от них такой же производительности труда,  как от здоровых работников. В рамках Международного проекта «Ткачество в трудотерапии» колледжу передано  оборудование из Германии для ткацкой мастерской при непосредственном участии координаторов проекта профессора Герди Собек и трудотерапевта  Юргена Редлера. Ручное ткачество можно легко приспособить  к конкретным потребностям инвалида. Участие в проекте способствовало расширению социального партнерства с ГУП  Башкирские художественные промыслы  «Агидель».  Конечной целью данного проекта  является привлечение работодателей, создание рабочих мест для инвалидов, консультативного пункта для работодателей по взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В ноябре 2015  года на базе нашего колледжа организован  первый чемпионат по профессиональному мастерству  для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Республике Башкортостан   2015 года. Участниками чемпионата выступили студенты колледжей и университетов, работники производственных организаций, члены республиканских обществ инвалидов по 7 компетенциям: массажист, портной, мастер ручного вязания, анимация, Организация внеурочной деятельности   младших школьников, брошюровщик, водитель автотранспортных средств категории В.

В декабре  того же года студенты и преподаватели приняли успешное участие в Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью.

Сегодня  необходимо  продолжать  работу  по  всесторонней  интеграции  людей  с ограниченными  возможностями  здоровья  в  жизнь  общества,  содействовать  их реабилитации  и  социальной  адаптации,  помогать  обрести уверенность  в  своих  силах, получить  образование,  найти  интересную  работу,  реализовать  свои  способности  в творчестве и спорте.

Координатор: преподаватель Шаяхметова Наиля Наильевна

моб. 89178032217

e-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 1 корпус Читающая машина

2 корпус пандусы и поручни при входе

1 корпус автомобильная парковка для инвалидов 
 1 корпус адаптированные расширенные дверные проемы
1 корпус кнопка вызова 

2 корпус коляска

2 корпус тактильные таблички при входе в здание

 1 корпус тактильно звуковая табличка
2 корпус автопарковка для инвалидов 
2 корпус адаптированные расширенные дверные проемы 

 2 корпус туалет1

2 корпус тактильные таблички при входе в здание

Additional information