Целью воспитательной работы является создание  педагогических условий стимулирования профессионального и личностного самоопределения  и  саморазвития обучающихся.
 Для изучения  личностного самоопределения  обучающегося  мы используем тест оценки потребности в достижении и метод экспериментальной оценки.
 Для изучения креативности личности применяется тест Торренса. Мы используем фигурные варианты, где выявляются следующие характеристики творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Диагностируя креативность, можно сделать вывод об условиях, благоприятных для творчества обучающихся. Так же ведутся дневники личностного роста обучающихся.
 Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения – очень важный показатель в системе эффективности воспитательной сисемы. Для его исследования хорошо подходит тест, разработанный Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Результаты теста показывают, сформирована ли достаточная нравственность у учащихся или присутствует безнравственная ориентация.
 Для анализа самооценки, уверенности в своих силах и возможностях применяется «Опросник субъектного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим». Способность к рефлексии оценивается через  метод незаконченных предложений. Его результаты выявляют ценностные ориентации, отношение к людям и установки «Я-концепции».
 Для исследования удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в колледже  используется методика, разработанная А. А. Андреевым. Она включает в себя 10 вопросов, легко выполнима и хорошо отражает комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в колледже.
 Чтобы проанализировать удовлетворенность преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в коллективе, мы проводим анкету «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Она отражает отношения преподавателей с коллегами, администрацией, творческую атмосферу в коллективе.
 Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе диагностируется с помощь методики, разработанной Е. Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
 Для изучения показателей по третьему критерию используется метод статистического анализа.
    |   Критерии   |    Показатели   |    Методики изучения   |  
  |   Личностное самоопределение   |    - Умение и стремление обучающихся  к познанию и проявлению своих возможностей.     - Креативность личности обучающегося, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.     - Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.     - Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.     - Обладание способностью к рефлексии.   |    Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки; Обобщение данных независимых экспертов     Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), дневник личностного роста   обучающихся группы     Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».        Опросник субъектного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим.        Метод незаконченного предложения.   |  
  |   Удовлетворенность педагогов, обучающихся  и их родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.   |    - Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условием трудовой деятельности, взаимоотношениями  в колледже.     - Комфортность, защищенность личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в колледже.     - Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в коллективе.    |    Анкетирование  «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».      Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»        Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».   |  
  |   Конкурентоспособность учебного заведения   |    - Усвоение обучающимися/студентами основной профессиональной образовательной программы.     - Успешное трудоустройство выпускников колледжа     - Поступление выпускников колледжа  в высшие учебные заведения.     - Участие обучающихся/ студентов,  преподавателей  колледжа  в смотрах, конкурсах, соревнованиях.     - Отток обучающихся/студентов  в другие учебные заведения.     - Репутация (имидж) колледжа   |    Методика статистического анализа.              Методика статистического анализа.        Методика статистического анализа.           Методика статистического анализа.              Методика статистического анализа.     Методика статистического анализа.      |  
  
              При организации психолого–педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе адаптации использованы методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Айзенка, тест «Самооценка психических состояний», анкетирование Смишека «Акцентуация характера», которые позволили оценить и интерпретировать у студентов уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Одним из компонентов диагностического инструментария является методика «Положительное настроение на уроках», цель которой — изучение эмоционального комфорта на уроках, познавательной мотивации, отношений с учителями-предметниками. 
    Неоднократно проводится диагностика межличностных отношений в группе «Шкала приемлемости» Станкина М. И., которая позволяет выявить статус и взаимные симпатии обучающегося в группе, установить коэффициент сплочённости коллектива.  
 На первом курсе с обучающимися был проведен ряд тренинговых занятий на развитие взаимоотношений в группе.  В результате тренинга обучающиеся  поняли:
 ·               нельзя переделывать другого человека по своему вкусу – 87%;
 ·               каждый человек имеет право отличаться от других людей – 84%;
 ·               не бывает людей с плохим характером, бывает несовпадение человека и ситуации – 80%;
 ·               каждый человек имеет право на ошибку – 71%;
 ·               моральные нормы вырабатываются в результате попыток найти компромиссное решение проблемы, наиболее безболезненное для всех участников – 38%.
 Убедились:
 ·               каждый человек интересен, если подойти к нему поближе – 64%;
 ·               самый короткий путь установления контакта – искренний интерес к личности – 61%;
 ·               люди нуждаются друг в друге – 60%;
 ·               надо успевать посмеяться над собой первым – 52%;
 ·               человеку свойственно желание помогать другим, важно не отбить это желание своим поведением – 48%;.
 Научились:
 ·        мужеству признавать свои ошибки и признаваться в своих слабостях – 79%;
 ·        объединять усилия, разделять обязанности – 76%;
 ·        организовывать поиск общей точки зрения – 75%;
 ·        внимательно слушать друг друга – 65%;
 ·        ценить внимание других – 62%.
 По окончанию тренинговых занятий, на основании социометрического опроса  представляем результаты первичной и вторичной диагностики.
 В таблице № 1 «Коэффициент сплочённости коллектива» представлена диаграмма сравнительного анализа положительной динамики межличностных отношений в группе до и после тренинга.
 
 Таблица 2 отражает динамику таких показателей: тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность. Анализ результатов занятий доказывает, что такая форма групповой деятельности оказывает значительное воспитательное воздействие на учащихся.
 Таблица 2
 
  
 
 В результате проведения диагностики ценностных ориентаций в структуре личности обучающихся были выявлены следующие проблемы: обучающиеся – первокурсники, к сожалению, они не уделяют должного внимания таким ценностям, как творчество, саморазвитие, компетентность.
 В соответствии с полученными данными куратором и психологической службой колледжа  были организованы тренинги ценностных ориентаций, осмысления их ведущей роли в профессиональной компетентности. Результаты представлены в таблице № 4.
  
 Таблица№ 4
 
 Наш колледж – это маленькая частица республики, которая должна сохранять и продолжать традиции всех народностей, проживающих в республике, сохранив культуру межнационального общения. В группе обучались  представители 5   национальностей, поэтому необходимо было сформировать у них  способность  жить в полиэтническом и поликультурном обществе, определить  духовно-нравственную позицию по отношению к окружающей действительности с учетом национальной специфики. Формирование культуры межнационального общения осуществлялось с помощью деловых, ролевых игр, тренингов толерантности. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения. Широко применяется метод ранжирования, когда предлагается распределить по местам нравственные  ценности.  
 Результаты ранжирования нравственных ценностей группы 2 Н представлены в таблице № 5.
  
 Таблица 5
 
   Большую эффективность имеет метод незаконченного предложения. Например,  «Патриот для меня …»
 Вот какие определение дали  обучающиеся на 3 курсе:
 «…Патриотами не рождаются, а  ими становятся… О патриоте судят не по словам, а по поступкам…»;
 «…Да, я считаю себя патриотом. Я люблю свою страну, переживаю за нее, но с некоторым пессимизмом прогнозирую ее будущее. Очень хочется, чтобы наша страна вернула себе былое величие. Я думаю, российский народ – самый добрый и терпеливый…»;
  «Патриотизм в моем понимании можно выразить так: это есть любовь к Родине, преданность и готовность в любой момент поддержать ее… У каждого нормального человека должен быть инстинкт защищать свою страну…»;
 «…Если бы  уехала жить за границу, то надолго бы там не задержалась. Уж очень люблю свою страну…»;
    Для определения уровня воспитанности использовались методики: «Мой выбор» Левановой Е. А.,« Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой, «Направленность личности» Синицина А. Г. Данные методики позволяют выявить отношения студентов/обучающихся к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективисткой направленности, самокритичности, совестливости, чуткости и справедливости).
 По обработанным результатам диагностического обследования составлен портрет выпускника 3 курса группы Н.  Результаты показывают, что 42% обучающихся колледж дал знания; 23% учащихся приобрели настоящих друзей;  для 19% колледж научил разбираться в людях и строить отношениях с ними;  для 16% учебное заведение помогло лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки.
 86% выпускников уверены, что колледж хорошо подготовил их к дальнейшей жизни, а именно:
 -                научил адаптироваться в обществе, в социальном пространстве,
 -                сформировал коммуникативные качества;
 -                дал богатый багаж знаний и практики, очень много в сфере личностного познания и роста,
 -                научил достигать своей цели и подготовил к постоянной занятости и работе.